Актуальные тренды маркетинга в 2023 году

Революция в сфере рекламы и маркетинга в прошлом году происходила в трех направлениях:

  1. остановка привычных каналов продвижения и хаотичный поиск новых инструментов
  2. усложнение функционала и рост скорости обновления правил игры и поиск возможностей продвижения у агрегаторов трафика
  3. усиление госрегулирования - закон об обязательной маркировке интернет-рекламы, в котором еще много белых пятен, но уже понятен рост расходов, ложащихся на бизнес в лице рекламодателей и агентств
В связи с этим к трендам маркетинга в 2023 году можно отнести: 

1. Важность планирования и адаптации роли брендов. Роль планирования важна, несмотря на рост неопределенности.  

Все, кто делал ставку на 1 площадку после ее запрещения остались у разбитого корыта, перевести аудиторию в другое место по большому счету не получилось. Планирование - это анализ вариантов продвижения и оценка рисков, прогноз показателей и разработка плана Б при изменении обстоятельств.
Да, период планирования сократился, но именно в турбулентности многим стало понятно, что хаотичный поиск новых решений обходится дороже, если не был предусмотрен стратегией. 

2. Аккумулирование интернет-трафика на крупнейших площадках: маркетплейсы, классифайды, агрегаторы услуг, сообщества, сервисы Яндекс.

Пожалуй, единственный бенефициар от сложившихся перемен, - российские маркетплейсы и рекламные сети, в которые рекламодатели перенесли свои бюджеты, а пользователи - свое внимание.
Укрупнение рынка интернет-трафика продолжается, спрос на готовые решения взамен растущих расходов на продвижение собственных ресурсов, продолжает расти. Неслучайно, WB даже ввел платный вход на площадку для новых продавцов.
Растет и рынок digital-рекламы на маркетплейсах. Небольшим ретейлерам, которые ранее были практически не способны получить нужную информацию, сейчас доступны системы аналитики маркетплейсов. Они позволяют отслеживать ценовые и товарные категории предложений, количество транзакций по категории, приобретаемые бренды и их продажи. Расширяется и медийный инструментарий рекламодателей.  

3. Перезагрузка SEO - подходов к поисковой оптимизации сайтов

В 2022 году SEO-специалисты из РФ столкнулись с прекращением западными сервисами исполнения своих договоров и обязательств. Для многих это стало серьезной встряской – пришлось нарабатывать новый инструментарий. Кроме того, в связи с остановкой рекламы в Google, кроме органической выдачи других способов получить видимость сайта не осталось. 

4. Запрос на повышение качества кадров, реализующих маркетинговую стратегию бизнеса.

Приходится экономить на рекламных бюджетах, острее бороться за внимание сокращающегося потока платежеспособных потребителей, более точно анализировать результаты от тестовых кампаний и проверки гипотез/креативов/аудиторий.
При этом идет всплеск активности инфобизнесменов и продавцов легких недорогих лидов, бизнесу нужно снижать косты и в стрессе высок риск попасть на мошенников. 

5. Реализация принудительно закрытой потребности в коммуникации из привычных соцсетей в новый формат на других площадках или личное общение.

Рост спроса на традиционные методы коммуникаций: очные конференции, выставки, мастер-классы, нетворкинг на мероприятиях.
Именно маркетинговые коммуникации должны поддержать вовлеченность и доверие покупателя на всех циклах сделки.
Недавно вернулась с такой бизнес-выставки и впечатление очень хорошее, люди соскучились по общению со времени пандемии и с удовольствием вступают в разговор, налаживают деловые связи и обучаются у спикеров. 

6. Передел рынка и стандартизация.

Уход разорившихся микробизнесов из сферы интернет маркетинга, специализирующихся на продвижение в запрещенных соцсетях, укрупнение агентств за счет поглощений, переобучение смм-специалистов работе на новых площадках - Телеграмм, Вконтакте, Авито, Яндекс. Удорожание рекламных услуг также будет связано с обязанностью маркировки рекламы и дополнительными расходами на ее реализацию.

7. Переориентирования бизнеса на работу с текущими клиентами, сокращение рекламных бюджетов на поиск новых.

Исследовательское агентство Forrester считает, что расходы на ремаркетинг и поддержание лояльности клиентов вырастут на 30% в 2022 году.

8. Взлет интереса к новым соцсетям, борьба за свободную аудиторию

Приведу в пример быстрый взлета соцсети ТенЧат - российской разработки, позволяющей персоналиям из b2b и самозанятым фрилансерам, в т.ч. творческих профессий, найти свою аудиторию и рассказать ей о новых работах, проектах, планах и результатах. Амбассадорство и полезный контент приветствуются, коммуникации строятся оперативно без барьеров и расходов на поиск персонала и подрядчиков.
Сама стала активным пользователем и рада живым откликам на свой контент.

9. Рост активности в контент-маркетинге на фоне снижения рекламных бюджетов.

Продвигать товарные бренды сложнее, чем личные. Стоимость заявки в рекламе в некоторых отраслях достигается кратных значений, а % доверия к брендам по опросам аналитических агентств, снижается.
В этих условиях персональный Блоггинг и организация комьюнити, сообщества доверенных фанатов бренда, помогающих его продвижению - важная компетенция любого эксперта, основателя, руководителя, продающего услуги или несущего PR-сообщения. Мой прогноз: рост бюджетов на создание качественного и вовлекающего контекта будет наблюдатся весь следующих год, особенно рост мобильного формата и видео-просмотров, а также времени, проводимого в соцсетях. 

10. Блогеры под ударом.

Падение доходов блогеров с одновременной потерей аудитории и изменениями правил игры. До сих пор продолжаются споры о том, какой контент блогеров подлежит обязательной маркировке, а какой нет. Если крупные рекламные площадки просто стали ОРД и закрыли новую функцию человеческими ресурсами и технологиями, то как будет работать закон после выхода из подготовительного периода для лидеров мнений, пока не понятно.

11. Усиление роли сквозной аналитики при активном росте фейковых активностей или фрода.

Нецелевые обращения стали большой проблемой, когда вырос спрос на готовые лиды и активно расширяются возможности рекламных кампаний с оплатой за целевое действие. В большинстве случаев подобные пустые заявки приходят от ботов, которых нагуливают конторы, продающие “готовые лиды или действия” для накрутки поведенческих факторов. Как с ними бороться? С помощью верификации и передачи информации в систему аналитики (обратная воронка). Для этого нужно интегрировать сайт с CRM системой, а затем отправлять конверсии из CRM в Метрику или другую систему. 

12. Автоматизация с персонализацией.

Согласно опросам западных аналитиков, 81% потребителей ожидают большего количества вариантов самообслуживания, 36% потребителей хотят более умного самообслуживания, 52% потребителей говорят, что чат является их предпочтительным цифровым предложением. Особенно важным в условиях сжатия рынка сохранить лояльность постоянных покупателей, предлагая им лучшую степень коммуникации и персональное решение вопросов. 


Все эти тренды учитывает команда маркетингового агентства Слон для адаптации стратегий клиентов и максимизации их прибыли в 2023 году.