Юзабилити: что это и почему важно управлять им?

          Юзабилити - показатель, характеризующий сайт с точки зрения удобства пользователей. То есть, при посещении сайта человек не должен испытывать какой-либо дискомфорт: сложная навигация, трудный поиск информации, долгая загрузка страниц, кричащий дизайн и т.д. - легко могут отпугнуть потенциального клиента. Ему должно быть легко и удобно работать с вашим ресурсом.
А поскольку сайт - это лицо компании и бренда, которое отвечает не только за первое впечатление, но и за доходы и узнаваемость, необходимо уметь управлять этим показателем и хорошо разбираться, от чего он зависит.  

Факторы, влияющие на usability

ДИЗАЙН И ИНТЕРФЕЙС


Дизайн - это оформление вашего сайта, которое должно располагать клиентов, запоминаться им и повышать конверсию. Этот фактор очень сильно влияет на юзабилити, поскольку именно с его помощью посетители получают первое впечатление от сайта.

Дизайн должен быть простым и актуальным. Он не должен отвлекать изобилием мелких деталей, как и оставаться неизменным в течение десятилетий - найдя оформление старомодным и скучным, или что еще хуже -раздражающим, пользователь может уйти. Но в более широком и экспертном смысле UX-дизайн это отдельный раздел, отвечающий за пользовательский опыт соприкосновения с сайтом. Иначе говоря - это впечатление пользователя от работы с интерфейсом. Легко ли пользователю достичь поставленной цели, какие эмоции у него вызывает присутствие на сайте на десктопе и в мобильной версии? За это отвечает UX-дизайн. 

Пользователю должно быть понятно, как взаимодействовать с интерфейсом с первых секунд. Все кнопки, разделы, блоки должны быть интуитивно понятными.
“Хлебные крошки” для визуализации пути пользователя, автозаполнение, привычное расположение меню - все работает на то, чтобы человек не чувствовал себя обремененным присутствием на сайте.
Важно, чтобы клиенту было просто сориентироваться при следующем посещении сайта.

Скорость и адаптивность

В условиях огромной конкуренции ни один человек не будет тратить свое время на долгое ожидание загрузки страниц - скорее, он уйдет к конкурентам. Так же нажать на крестик заставит отсутствие адаптивности под разные устройства - следует избегать перегруза информацией на мобильной версии и не забывать про необходимость в отдельных картинках с крупными изображениями и шрифтами. 

Контент

Информация должна восприниматься легко и быть уникальной и полезной. Необходимы: читабельный шрифт, разделение на абзацы и логические блоки. Текст должен быть грамотно структурирован, чтобы в нем было проще разобраться.
Перегруженность сплошным текстом утомит пользователя - нужно помнить, что задача сайта подвести человека к покупке и всячески помочь ему на этом пути, а не загрузить тонной информации в текстовом формате.  

структура и навигация

Удобная структура сайта, умный поиск и грамотная перелинковка страниц позволяют посетителю быстро найти искомую информацию, а логичная навигация не только располагает клиента к совершению покупки, но и благоприятно воздействует на поисковое ранжирование. 

тип сайта тоже важен

Лендинг отличается от интернет-магазина своим назначением. Чаще всего с его помощью можно предложить какой-то один товар или услугу, или рассказать о конкретном мероприятии. То есть, лендинг выполняет одну задачу.

Лендинг - одностраничный сайт, задача которого удержать внимание в первые несколько секунд и либо продать товар, либо собрать лиды. Поэтому то, что человек увидит в эти первые секунды и определяет его дальнейшие действия. На первом блоке должно быть больше информации - меньше текста.  

Качественный продающий текст и фото должны зацепить и вызвать желание узнать больше. И здесь клиенту на помощь приходит кнопка призыва к действию. Она должна быть контрастной и выделяться из общей картины, но при этом гармонировать с ней.

Ссылки на сторонние ресурсы в первом блоке могут увести клиента навсегда, поэтому лучше располагать их внизу страницы, как и форму для заполнения. 

         
Понятные выгоды и интересные предложения в самом начале, и лишь потом отзывы и рассказ о себе для повышения лояльности покупателя.

Интернет-магазин намного сложнее по структуре, в нем располагается каталог с различными товарами или услугами. Поэтому юзабилити интернет-магазинов зависит от большего количества факторов, чем юзабилити лендинга.

Для удобства клиентов товары должны быть упорядочены, а каталог систематизирован:
Категории и подкатегории
Стоит распределить характеристики товара от общего к частному: от “бытовой техники” до утюга конкретного производителя. Здесь классика для разработчиков: каталог в меню, стрелки + «хлебные крошки» - путь от главной страницы к просматриваемой, чтобы пользователь мог вернуться в нужную ему категорию одним кликом.
Фильтры и умный поиск
Возможность выбора товара по конкретным характеристикам облегчит поиск и ускорит совершение покупки.
Карточки товаров
Карточки должны быть грамотно заполнены: исчерпывающая информация о товаре, возможность увеличения фото, наличие видеоконтента, блок отзывов, подборка похожих по характеристикам товаров. Кнопка “купить в один клик” благоприятно действует на конверсии.
Корзина
Корзина должна быть простой, и не отвлекать человека от покупки. Кнопки “возвращение в каталог” и “оформить заказ” - яркие и заметные. В идеале - добавить акционные товары в подарок или подборки с экономией при покупке.
Формы заказа
Следует сделать минимум обязательных полей, где будут подключены подсказки, уменьшающие риски ввода неправильной информации.
Если необходимо личное общение с оператором, то следует присылать клиенту извещение с уточнением времени созвона.
Товары в заказе должны быть визуализированы, а их общая стоимость показываться автоматически.
Шаги оформления заказа должны быть понятными и простыми, а оплата автоматизирована.  

cr - ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР

Если вы провели аудит своего сайта, улучшили юзабилити по всем показателям, то об эффективности этих действий скажет показатель конверсии CR.
Вычисляется он по такой формуле: число фактических покупателей или полученных обращений мы делим на общее количество посетителей сайта и умножаем на 100%.
Чтобы измерить этот показатель и сравнить с предыдущими данными, маркетологи используют специальные сервисы веб-аналитики, А/B тестирование разных вариантов страниц.
В нашей работе при грамотном подходе сайты с проработанным юзабилити увеличивали конверсию в заказы/заявки от 30 до 300%, особенно актуально работать с конверсией на высококонкурентном рынке, где высокая стоимость привлечения клиента и каждый процент, улучшающий CR, дает преимущество в продажах и прибыли.
И еще важный момент -намного правильнее проработать юзабилити сайта до запуска продаж, чем правки во время высокого сезона. 

Заказать UX аудит у Слона в маркетинге можно от 10 000 руб. для лендинга и от 20 000 руб. для многостраничного сайта.

Другие полезные статьи Блога маркетолога

Когда необходима CRM система и в чем ее плюсы?

Основные задачи, решаемые с помощью CRM и с чего начать ее внедрение

КАК ВЫБРАТЬ ИНТЕРНЕТ АГЕНТСТВО

Работать с интернет-агентством выгоднее, чем нанимать одного интернет-маркетолога или целый отдел, и вот почему...

ПРОВЕРЯЕМ ПОДРЯДЧИКА ПО ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГУ ИЛИ МАРКЕТОЛОГА

Когда руководитель принимает решение построить или делегировать бизнес-процессы, связанные с продвижением и маркетингом, у него есть 3 пути..